Пришла пора заняться построением звуковой системы в моем автомобиле. Время раздумий и теоретических изысканий прошло.
"Вставайте, граф, Вас ждут великие дела!"
Как всегда, задача ставится нетривиально:
1. Не трогать машину. Т.е. минимальные переделки, максимальное сохранение внешнего вида, функциональных особенностей универсала.
2. Со старой машины остался комплект аппаратуры:
Alpine 9813, Hertz: EC-165, HV-100, NT-25, PPI 5440, JA10W3D6 т.е. необходимо и достаточно для построения приличной системы. Все компоненты из серии б.у., но достатоточно высококачественные и универсальные по звучанию. Осталось применить к конкретным условиям отдельно взятого автомобиля. Принцип прост - не платить за то, что уже есть.
3, Компоновка системы. Вот здесь собака и порылась. Привычная схема (мидбас - дверь, вч - стойки, сч - в штатные места, усилитель и здоровый ящик в багажник) не проходит по ряду причин. Во первых, подготовка двери есть дело хлопотное, трудоёмкое и недешевое. А так же см. п.1. Никогда не делал подседельные ящики, а по отзывам это дело перпективное. Хочу попробывать. Во вторых, "штатные места" в седьмой панели проектировал человек, который в своей жизни не видел ни одного динамика вообще! Всадить туда что либо не изуродовав практически невозможно! А в проект закладывается именно трехполосная система! Значит какие-то корпуса изготавливать придется. Вопрос с сабом и усилителем пока открыт. Делать стелс мне лень (не дай бог придется). Идея использовать спинку заднего сиденья в голове присутствует, но пока технологически не проработана. Куда засунуть усилитель - вообще без понятия. В правое заднее крыло он явно не помещается.
Вот такой Гордиев узел придется разрубить. А если добавить вечную нехватку "вечнозеленых", задача вообще трудновыполнимая! Но, как сказал господин А.И.Шихатов в первых строках своей книги " Концертный зал на колесах" : "В России недостаток средств традиционно компенсируется оригинальностью решений ..." Надеюсь, это про меня.
Установка CD рессивера Alpine 9813 произошла без проблем, только долго. Писано и говорено про это множество раз. Поэтому в кратце. Установлено вместо сопла центрального воздуховода. Щель воздухозаборника вентиляции безжалостно заклеено в связи с ненужностью. Питание с АКБ через предохранитель 15А. Провода питания 4 мм. Сечение можно и поменьше, т.к. планируется работа через внешний усилитель. Но все эксперементы будут с "головы". Поэтому, что назавается, на спичках не наэкономишь... Аккустические провода Oris, сечением 2,5 мм. Соблюдены все правила электробезопасности и механической защиты проводки. А вот пионерам приготовил подарок: на тыльную часть устройства за штатный болт прицепил троссик и вывел аж в моторный отсек. Там все закреплено болтом М6. Просто так не снимешь... Со временем будет изготовлена заглушка, иммитирующая сопла воздуховода.
Получилось вообщем не плохо. Зеленый цвет подсветки хорошо гармонирует с комбинацией приборов. Управление максимально удобно, чего не скажешь о штатном месте. Пульта управления наверное не будет, т.к. не вижу надобности. Правда здорово бросается в глаза. Срочно сделана тонировка. Ночью не видно ни хрена..
Твиттеры установлены на стойке лобового стекла за штатный саморез накладки стойки. Направленность крест накрест в салон.Подключены в фазу поканально с головного устройства. Частота среза 3,2кГц. Подозреваю, что это не последний вариант установки. В процессе прослушивания и настройки придется эксперементировать.
Установка мидбаса/среднечастотника.
Вот здесь у меня проблемы. Динамик Hertz EC 165 имеет заявленные производителем параметры: Qts=0.71, Vas=7.7, Fs=76 Тогда, по данным SpeakerShop Enclosure Module 1.0 в ящике от 10л. получается гладкая характеристика со 100 Гц, 84 Гц по -3Дб.Проблем нет. Но при замере по этой технологии Динамик показал добротность 1,01. Извините, это уже не ящик. Вот и расклячился я меж двух огней.
Тогда , как всегда, на свой страх и риск иду на эксперемент. Делаем макетный образец ящика, чтоб не жалко было порезать и выбросить.
Ящик есть. Качество изготовления омерзительное.При подсчете получается 9,37 л. При проливке 7,3 л. Ничего себе разница. Ну что-ж, посмотрим...
Открытый корпус. Бас вялый,гулкий, т.е. никакой! С редние резкие. Противно, одним словом. Перспектив не вижу!
ПАС. Добавляем паролону, закрываем плотной тканью тыльную часть ящика. Чудо свершилось! Появился бас. Но какой! Басгитара на металлических композициях вышибает остатки мозга из моей несчастной головы! Гул, переходящий в рев на Металлике и удары в череп приработе басбочки на AC/DC не оставили бы равнодушным ни одного требовательного слушателя! -6Дб на 125 Гц. исправили ситуацию лиш частично. И это при том, что рельно слышимый диапазон начинается где то с 80 Гц. Интересно, что попса-колбаса бум-тыц при таком раскладе воспринимается сносно.
Закрытый ящик. В порыве дикой страсти и несбыточных грез о Звуке, забиваем заднюю часть ящика первой попавшейся доской, предварительно намазав автомобильным герметиком место стыка, а заодно и то, куда брызги полетели.
При первом- же включении разница слышна невооруженным глазом. Это уже предмет для разговора. Пригул остался на некоторых композициях, но это, видимо, объяснимо. По теории частота резонанса Fr=Vs/2W=170/W , где Vs есть скорость звука 340м/с, W - ширина салона. Подставив значения получаем поперечный резонанс салона 121,42 Гц. Ну и ладно.
Констатирую факт. Звук в моей машине появился! При радиоприеме диктор сидит передо мной, ударник тоже, стереоэффекты слышны. Девки правда шепелявят, но настройки пока обнулены. Попса - хорошо, клубную музыку не слушаю, металл плохо. Даже не то, что бы плохо, но мне не нравиться! Живая музыка резковато, ненатурально на мой взгляд. Попробуем отстроиться и отслушать более серьёзный материал. Беру пачку сигарет, кучу дисков и иду в машину.
И вот первые впечатления.
Система имеет право жить. Ввел задержку в левый канал по НЧ/СЧ. Перевернул фазу твитеров. Чуть сдвинул вниз направленность. Тарелочки ожили. Появились послезвучия тарелок, медь.
Сцена построилась от левой стойки и далее вправо произрастает нормально. Женский голос гуляет по высоте, а мужской по ширине. Семь барабанов так: четвертый удар напротив правого уха водителя, ,далее очень равномерно до правой стойки. Первый, второй почти из одного места, у стойки в салоне,третий напротив левого плеча водителя. Локализация удара хорошая. Дождливость присутствует, крика "браво" не слыхать, сколь не силился.
Синус начинаю слышать с 35 Гц. К 80 Гц. уровень стабилизируется. На SPL-ном треке удивлен был сильно: зеркало трясется, в грудях щекочет, как будто правда басить пытается. 125 Гц-резонанс. Задавил эквалайзером. С серединой что-то не то. Не понял пока.
Положительные итоги таковы, что это есть и это работает. Сцена присутствует, фронтальная, горизонтально ровно. Расстояние до сцены как до стекла. Глубину слышу плохо, поэтому брехать не буду, возможно глубина есть. Тональный баланс достаточно ровный.
Прослушивание в "боевых условиях" оставило вообщем приятное впечатление. Звук достаточно конфортный, ровный, без особых всплесков и провалов. Басовые партии звучат не глубоко, но верно. Басбочка только обозначена, контрабас явно слышен, басгитара не всегда на месте.
И вот что не понравилось принципиально:
-Субъективно левая сторона сцены пустая, хоть на тестах не так все плачевно выглядит.
-Голос и солирующие инсрументы гуляют по стеклу, локализованы при этом не плохо.
-Малейшее изменение положения слушателя приводят к фатальному разрушению только что тщательно отстроенной сцены. Физические процессы при этом понятны, но не до такой же степени...
А вот вопрос главный. Как должен работать процессор временных задержек при двухполосной системе? Как можно поставить на место голос и допустим, барабан с басгитарой, если на оба эти принципиально разных диапазона работает один излучатель???
Но когда проблем нет-их надо придумать и доблестно преодолеть!
Иду на эксперемент с объемом. Берем то, что уже есть и пристраиваем новую ж... Хотел сказать тыльную часть.
В результате 13 л воды зашло не пикнув!
В результате бас углубился, но потерял четкость и управляемость. Левый динамик стал стучать катушкой на эспиэльных записях. Неужели превышен объём??? Не понятно. С танцевалкой нет проблем, а хардрок играть не хочет. Бас "тянет", пригул.
Тогда 125 Гц -4 Дб., 400 Гц -2Дб. Четко, разборчиво, правда не глубоко. Так это не саб. К стати - саба очень не хватает...
Пока сойдет, оставим.
Делаем вывод: подтверждена концепция построения ящично - подседельного мидбасового звена. Стоимость материалов и трудозатрат не идет ни в какое сравнение с качественной дверной установкой. Качество мидбасовой состовляющей субъективно на порядок выше. Приступаем к изготовлению окончательного варианта ящиков. Можно начинать думать о третей полосе.
Установка среднечастотных динамиков происходила долго и мучительно. Достаточно большая "десятка" от Hertz никак не желала найти своё место в салоне моей "четверки". А их не так и много: городить подиум на торпедо - маразм изначально, двери я для себя отмел , кикпанели меня не устраивают по целому ряду соображений, из под седла середина не сыграет... Остаются штатные места. Но туда динамик не лезет! Не лезет? Засуним! Много сказано про непригодность штатных мест для получения высококачественного звука, но машина процессорная, будем нвдеяться!
Отстучав уступчик из металла, придав тем самым почти горизонтальную подложку под динамик, слегка распиливаем посадочное место. Магнит динамика благополучно упирается в воздуховод. Греем пластмассовый воздуховод и немного меняем его форму. Очень неохотно, плотно и со скрипом динамик встает на место. Понятно, что штатные решетки далеки от аккустических, но это уже для гурманов, на потом можно отложить.
Пассивные двухполосные кроссоверы довершают дело. Подключение с фронтального выхода головного устройства, все в фазу, кроме твиттеров..
Отслушать, настроить и наслаждаться.
Только наслаждаться не получается. Мешает "каша" на СЧ. При повышенной громкости устаешь. Задавил диапазон 2500 Гц. Полегчало. Пришлось поиграть EQ-ром и довольно сильно.
Жить можно. Не отпускает ощущение "что-то не то". И это понятно. Потому как плох тот художник, картина которого нравится художнику.
Сегодня, 04.08.20006 г. было найдено место под усилитель PPI 5440 и окончательно утверждена концепция построения трехполосной безсабвуферной (пока???) системы с поканальным усилением.
Принципальные моменты построения макетного образца аудиосистемы фиксировались на фото. Здесь нередактированная версия фотоальбома на заданную тему по принципу "и что было и что нет - в одну кучу" .
Время проб и ошибок, надеюсь, прошло? Боюсь, что это только начало!